Тема: Добрая Планета - благотворительность, волонтеры в помощь детям сиротам :: Серпухов 24, продуктивно:))

Прислано Ольга 12-02-2010 14:14
#10

Прошу прощения, что отчет настолько запоздал. Всё равно считаю, что он будет полезен – главным образом для меня в преддверии новой поездки с новым занятием по той же тематике.

Нам с Ромой достался замечательный, чудесный, шумный и весёлый пятый класс.
Честно – горда собой, что смогла провести это занятие от начала и до конца :); спасибо Роману за чудесное соучастие и помощь, Ане за подготовленную и продуманную программу.

Программу развития понимания семьи ребята, как мне показалось, восприняли достаточно настороженно – каждое новое упражнение/задание они воспринимали с осторожностью и «а может я не буду», хотя когда становилось понятно, что нужно делать, в игру втягивались.

Как мне показалось, отчасти нас спасло: А – присутствие педагога в классе. Она не встревала в ход игры, но не давала ребятам совсем уж расшалиться, вносила элемент стабильности и дисциплины. Комментарии если какие и давала по ходу, то только в тему и только хорошие, а на последней игре играла вместе с нами – ей досталась роль племянницы :) . Б – ещё в начале игры мы предложили: давайте договоримся – кто хочет участвовать – оставайтесь, будем играть, если кому-то неинтересно – он может покинуть комнату, только решение об этом принимает сразу, сейчас. В начале занятия класс не покинул никто. После этого дверь была закрыта, а ключ передан на хранение преподавателю. То же предлагалось и в середине, когда начался маленький разброд между играми, и один из ребят (Витя?) захотел покинуть комнату, его отпустили, но больше за ним никто не ушел.
Может быть, «закрытая дверь» - это не совсем верно с точки зрения психологии, я не знаю, ведь это «элемент насилия над волей ребёнка» - но это сработало, занятия было проведено, и ребята (по крайней мере, большинство) остались довольны. Более того, закрытая дверь нас спасла от многочисленных гостей в виде не задействованных в других занятиях ребят – которые из тех, кто «просто посмотреть» - что очень дестабилизирует обстановку и выводит из рабочего состояния: в дверь к нам рвались раз в 5-6 минут.

Знакомство прошло спокойно. Затем мы сдвинули столы и сели за общий стол – стали говорить о семье вообще. Активно принимали участие всего несколько человек (Настя, Алик, Рамила), остальные больше отмалчивались и инициативы не проявляли (Тимур, Рита, Жанна). Ощущение, что ребята всячески избегают этой темы, вроде бы не уходя от неё совсем (за столом сидели и что говорили другие, слушали), но всячески отстраняясь, как будто бы их это не касается. О семье говорили в общем – как должно быть, как мы хотим, чтобы было у нас. Несколько раз разговор уходил в сторону (о планировании денег, о выборе профессии), но мы мягко возвращали разговор в правильное русло.
К сожалению, общую большую схему «семьи» мы так и не нарисовали.

На распределении ролей и угадайке – ребята оживились, участвовали все и с энтузиазмом. Конечно, был смех, но не злой и не вредный, а удивлённо-радостный. Роль папы, против плана, я отдала не Роме, а Алику – он во всем стремился участвовать по максимуму и вообще вел себя (до «дня в нашей семье») как настоящий папа . Мамой стала Настя.

«Один день из жизни нашей семьи» - был представлен ребятам как пьеса в театре, где актёрам давалась определённая свобода. «Декорации» делали из подручных материалов – использовали парты и стулья (столы, стулья и кровати); для обозначения комнат пригодился цветной скотч (проклеили границы по полу).
Часть ребят в «пьесе» участвовала очень охотно и с энтузиазмом, часть – крайне неохотно. Тимур «проснулся» за всё занятие один раз (Рома про это писал) – наверное, нужно будет отдельно думать, как его привлекать – он готов участвовать, когда его – конкретно его – о чем-то спрашивают или просят.
Что порадовало – что какое-то своё представление у ребят о семье есть, где-то заимствованное из фильмов (мне кажется, нужно всё-таки подумать над совместным просмотром фильмов «с положительным примером» - просто, возможно, не акцентироваться на этом?), где-то знакомое из своей жизни. Что огорчило – что в их действиях было больше отрицательного примера, чем положительного, и они этого не замечали, пока не это не обращали их внимания.
Например, в целом положительный Алик в роли папы старался применять силу и власть к окружающим, говорил «Так, я сказал!», «Так, всё, младшие пошли гулять, мама, за продуктами», «Пошли отсюда» и пр. Приходилось «останавливать» действие, напоминать, что папа любит своих детей и рад своим гостям, иначе бы в гости их не пригласили, что когда люди любят – они общаются мягче, заботятся друг о друге и т.п. То же было и с мамой, только в меньшем объёме, буквально пару раз.
Как мне показалось, ребятам очень важно поощрение, положительное внушение – в духе «из тебя получится отличная мама».
День нашей семьей был прожит успешно, мы успели проснуться-умыться-сбегать на зарядку, принять гостей, вместе позавтракать, отправиться на прогулку кататься на санках, а взрослые в это время отправились в магазин за покупками, в обед собрались за большим семейным столом, обсудили сочинение младшего сына о профессии родителей – тут и блеснул Тимур, получился маленький диспут о профессиях :), потом «поиграли» в шахматы и домино, и, пожелав всем спокойной ночи, разошлись по своим комнатам – спать.

Как резюме к занятию, или точки роста: интерес у ребят к теме есть, но сдержанный и хорошо скрываемый – нужно постепенно заинтересовывать, открывать, пробиваться через броню, которой они сами себя окружают. Лучше реагируют ребята, когда в заданиях больше игры. Сложно удерживать их внимание дольше 40-50 минут, даже с переменой занятий.

В общем… удачи нам дальше, она пригодится.
А ребята всё-таки славные :)